В 211 понтонно-мостовой бригаде, которую создавали в апреле 2022 года, командиром стал полковник Олег Побережнюк. Заместителем комбрига стал его кум Валерий Пастух, а его сына Владислава, крестника Побережнюка, назначили командиром одного из взводов в первом батальоне бригады — как выяснили позже, он физически издевался над бойцами бригады и вымогал у них деньги. Сам Побережнюк отправил четырех бойцов в Хмельницкую область, чтобы те строили ему дом. Наказание до сих пор никто не понес. Об этом говорится в расследовании «Украинской правды».

Эту бригаду считают желанной для всех военных — здесь меньше шансов, чем у штурмовиков или пехотинцев, попасть «на ноль» или получить ранения, ведь бойцы подразделения занимаются только инженерными работами, например, строительством понтонных переправ или обустройством оборонительных позиций.

«В полк подтянулись люди из Каменец-Подольского, многие из них заканчивали местный военный инженерный институт. Побережнюк — один из выпускников этого вуза. То есть сформировался круг людей, которые имели давние дружеские или родственные отношения или служили вместе», — говорит анонимный собеседник.

Другой собеседник УП подтверждает, что в бригаде были «мужья и жены, отцы и сыновья, кумовья, дальние родственники, любовницы, друзья, одноклассники, соседи и все остальные, кого возможно привлечь из своего окружения».

По его словам, это не случайность.

«Люди же не мобилизуются в конкретную бригаду из конкретного села. Они туда как-то попадают, под чьим-то бдительным оком», — добавляет в анонимном разговоре с УП другой собеседник среди офицеров.

Весной 2024 года работники тернопольской Военной службы правопорядка (ВСП) запросили у 211 понтонно-мостовой бригады информацию об административных протоколах на бойцов, которые употребляли алкоголь или наркотики в течение 2023-го.

После этого начали служебную проверку — во втором батальоне не составляли протоколы на некоторых военных, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, хотя их состояние и фиксировали на медицинских осмотрах.

На тот момент командиром батальона был подполковник Валерий Пастух. В мае 2024-го, в разгар служебных проверок, его повысили до начальника штаба — заместителя командира бригады. Он до сих пор остается на этой должности.

Офицер отделения психологической поддержки персонала Остафийчук, который тогда служил в 211 бригаде и занимался внутренней проверкой, рассказывает, что военный должен был заплатить от 5 до 20 тысяч гривен тому, кто выявил нарушение, чтобы на него не составляли протокол.

«Также я установил много незаконных фактов, в частности избиения военных, если они употребляли алкоголь, но не платили деньги. В основном издевательствами над бойцами занимался сын начштаба Пастуха и крестник комбрига Побережнюка — на тот момент старший лейтенант, а сейчас уже капитан, Владислав Пастух, который был командиром одного из взводов в первом батальоне», — говорит он.

Другой сержант рассказывает, что Владислав Пастух угрожал влиянием своего отца и крестного, которые могут перевести бойцов в пехоту, поэтому бойцы и платили ему деньги, чтобы избежать наказания.

По словам пяти бывших офицеров и сержантов бригады, Владислав Пастух также издевался над военными во время командировок для строительства фортификаций в Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областях. В зоне боевых действий он имел доступ к военнослужащим различных батальонов, в частности второго, — в основном именно эти бойцы жаловались на издевательства. Хотя Владислав был взводным в первом батальоне.

«Я, …, находясь на ротации в Днепропетровской и Донецкой области, употреблял алкогольные напитки, за что был неоднократно наказан ст. лейтенантом Пастухом Владиславом Валерьевичем финансово и физически с применением ко мне грубой физической силы, также меня привязывали к деревянному кресту и физически издевались надо мной…», — говорится в одной из жалоб.

После того, как этот инцидент получил огласку в подразделении, Пастуха-младшего перевели на службу в другую часть. А его отец выплатил средства пострадавшим военным, которые написали рапорты и доказали денежные переводы квитанциями.

Собеседники УП среди офицеров и сержантов утверждают, что из-за издевательств над военными ни прокуратура, ни Государственное бюро расследований не открыли уголовное производство.

Пока прокуратура расследовала дело о несоставлении админпротоколов на военнослужащих.

Гусятинский районный суд Тернопольской области 10 сентября 2024-го признал Пастуха-старшего виновным в халатном отношении к службе во время военного положения. Он заплатил максимальный штраф — 34 тысячи гривен. А еще на этапе досудебного расследования возместил государству ущерб на сумму почти 140 тысяч гривен — премии, которые получали военные, на которых не составляли протоколы за распитие алкоголя.

Осенью 2023-го один из старших сержантов бригады заметил на территории части в Тернопольской области военнослужащего из ремонтной роты, которого командировали в Херсонскую область.

«С октября по декабрь 2023 года четверо военных отправили в командировку в группировку морской пехоты «Катран», командующим которой тогда был генерал-лейтенант Юрий Содоль, для выполнения задач. На самом деле их там не было», — говорит он.

После этого выяснили, что эти военные, которых якобы отправили в Херсонскую область, строили дом в Хмельницкой области для комбрига Побережнюка.

В то же время они получили премию по 100 тысяч гривен за день пребывания на самом «нуле».

«По данному факту ведется следствие, поэтому никаких комментариев предоставлять не можем. Можете обратиться в соответствующие органы для уточнения информации», — сказала коммуникационщица бригады Адамович.

В Специализированной прокуратуре в сфере обороны Западного региона УП подтвердили, что досудебное расследование продолжается по факту строительства военными 211 понтонно-мостовой бригады дома в Хмельницкой области в то время, как они были командированы для выполнения боевых задач.

Подозрения по этому делу до сих пор не объявили. По данным УП, это сделают «в течение ближайших недель».

Ранее портал "Стена" сообщал, что пенсионерам и льготникам дали месяц – эти документы нужно подать в ПФУ, иначе выплат не будет.

Также мы писали о том, что в ТЦК подробно рассказали, как отказаться от повестки – детали процедуры и что за этим следует.

Напоминаем, что все отсрочки от мобилизации, предоставленные ранее, утратят свою силу – мужчин предупредили, когда начнется.